О банках

Куда жаловаться на незаконные действия банка?

>Elena Elena
Октябрь 08, 2018

В российском законодательстве есть множество положений, направленных на защиту интересов потребителей финансовых услуг, и некоторые из них делают это с использованием инструментов поведенческой экономики.

Основной закон, который защищает права граждан при потреблении услуг, в том числе финансовых, — Закон о защите прав потребителей (от 7 февраля 1992 г. No 2300-I с многочисленными последующими изменениями и дополнениями).

Важную роль также имеют законы, регулирующие конкретные сферы финансовой деятельности, в частности закон «О потребительском кредите (займе)» (от 21 декабря 2013 г. No 353-ФЗ). В нем прописаны условия выдачи кредитов фи- зическим лицам, права и обязанности финансовых организаций по раскрытию информации. Некоторые положения в законе в явном виде направлены на учет поведенческих особенностей заемщиков. Перечислим некоторые из них.

  • Статья 5, пункт 8. Кредитор обязан предупредить заемщика, что если выплаты по имеющимся у заемщика кредитам в течение года превысят 50% его дохода, то для него существуют риски невыполнения обязательств по договору. Подобное предупреждение нацелено на то, чтобы заемщик задумался перед получением кредита: сможет ли он расплатиться с долгами.
  • Статья 5, пункт 12. Банк обязан записывать условия кредита в унифицированной таблице, вид которой установлен Банком России, причем все должно быть написано «четким, хорошо читаемым шрифтом». Это положение направлено на то, чтобы кредитор не мог прописать важные условия договора мелким шрифтом в неприметном месте, а потребитель мог не тратить дополнительные усилия на поиск важной информации.
  • Статья 6, пункт 1. Кредитор обязан указывать полную стоимость кредита в договоре, при этом форма представления описывается достаточно подробно:
[Информация о полной стоимости кредита] размещается в квадратной рамке в правом верхнем углу первой страницы договора, […] и наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне четким, хорошо читаемым шрифтом максимального размера из используемых на этой странице размеров шрифта. Площадь квадратной рамки должна составлять не менее чем пять процентов площади первой страницы договора потребительского кредита (займа).

За соблюдением законодательства в сфере финансовых отношений в основном следят две организации: Роспотребнадзор и Банк России (Центральный банк). Роспотребнадзор действует в рамках закона о защите прав потребителей, и в случае обращения граждан может организовать проверку кредитного учреждения — жалобы можно оставлять на официальных сайтах регуляторов: http://cbr.ru и http://rospotrebnadzor.ru.

Elena Kazakevich
Здравствуйте, я Елена - автор этого блога и в целом проекта "про-бабло.рф". Я бывший сотрудник банка, кто как не я, знает все тонкости банковской сферы? Финансовая грамотность - неотъемлемая часть обеспеченной жизни. Кредиты, ипотека, инвестиции, личные финансы... Я помогу с этим разобраться. Подпишись на блог, чтобы не пропускать важную информацию!

Комментарии

    Комментариев пока нет - станьте первым!

    Добавить Комментарий

    Your email address will not be published.